Обмен веществ и энергии. Принцип определения основного обмена методом прямой и непрямой калориметрии. Терморегуляция

пищеварительный почка диурез мочевыделение

Расхождения исходных и получающихся величин допускаются в пределах 10% (для белков и калорийности - только в сторону увеличения).

Для ребенка 1-3 лет в сутки требуется: белков - 35-50, жиров - 45-60 и углеводов- 170-180 г.

Энергетический обмен в сутки на 1 кг массы у ребенка в возрасте от одного до трех лет составляет 95-100 ккал, т. е. в два раза больше, чем у взрослого. Такой ребенок на 1 кг массы в сутки должен получать с пищей больше белков (3-3,5 г) и жиров (5-6 г), чем взрослый. Соотношение белки - жиры - углеводы в этом возрасте составляет 3:6:12 или близкое к этому.

Используя эти данные и таблицу, составить пищевой рацион для ребенка. Рацион оформить в виде такой же таблицы.

РАБОТА №8

Определение расхода энергии методом неполного газового анализа

Цель работы: научить студентов определять энергетические затраты организма методом неполного газового анализа.

Необходимо для работы: испытуемый, спирометаболлограф, метатест или любой прибор (метаболиметр любой системы), отвечающий цели исследования, загубник, спирт, вата, чернила.

Проведение работы:

Принцип метода: спирометаболлограф представляет собой замкнутую систему, состоящую из спирометра, поглотителя углекислого газа и клапанной коробки с краном включения испытуемого.

Колокол спирометра соединен с писчиком. Рабочий объём спирометра 6 л. Спирометр точно реагирует на изменение объёма в системе прибора при переходе дыхательного воздуха из системы в легкие и обратно. Перемещение колокола спирометра, соответствующие объему дыхания, записываются писчиком на бумаге (спирограмма). Выдыхаемый испытуемым воздух через дыхательный клапан направляется в поглотитель углекислого газа и водяных паров, затем поступает под колокол спирометра и смешивается с 02 системы. В процессе исследования объём циркуляционной системы прибора уменьшается на объём поглощенного испытуемым кислорода. Это изменение регистрируется писчиком в виде нисходящей кривой дыхательных движений (либо цифровым табло прибора). Проведение обследования осуществляется преподавателем в виде демонстрации. Студенты получают данные о величине поглощенного испытуемым кислорода за единицу времени. В протокольной тетради делают расчёт величины основного обмена и сравнивают его со стандартным основным обменом, определенным по таблицам.

РАБОТА № 9

Измерение температуры тела

Цель работы: ознакомить студентов с понятием "температурная карта тела человека". Экспериментально доказать, что температура поверхности тела зависит от интенсивности обмена веществ, кровообращения и интенсивности процессов теплоотдачи.

Необходимо дли работы: испытуемый, ртутные медицинские термометры, электротермометр, спирт, вата, секундомер.

Проведение работы:

1. Медицинский термометр встряхнуть и поместить в подмышечную впадину на 30с. Записать его показания и снова встряхнуть. Продолжить регистрацию температуры через 1; 1,5; 2; 2,5 мин. и т.д. до тех пор, пока показания термометра не будут постоянны.

2. Определив температуру в подмышечной впадине, продезинфицировать термометр и измерить температуру в ротовой полости.

3. При наличии элетротермометра измерить температуру на различных участках поверхности тела: лице, шее, коже рук, в подмышечной впадине.

4. В протокол внести полученные результаты и сделать соответствующие выводы.

РАБОТА № 10

Роль кровообращения и поддержании температуры

Цель работы: убедиться в значении кровообращения в поддержании постоянства температуры.

Необходимо для работы: испытуемый, электротермометр, сфигмоманометр, или резиновый жгут, секундомер.

Проведение работы:

1. Испытуемому положить руку на стол и держать ее в спокойном состоянии, не напрягая мышц. К концу пальца его руки приложить датчик электротермометра и измерить исходную температуру.

. На плечо испытуемого наложить манжет от сфигмоманометра и нагнетать воздух пока давление не достигнет 180-200 мм. рт.ст. При таком давлении в манжетке кровеносные сосуды плеча сдавливаются и кровообращение в области предплечья и кисти нарушается.

3. В течение 10 мин. с интервалом в 1 мин регистрировать температуру кончиков пальцев.

. Выпустить воздух из манжеты (снять жгут); кровообращение при этом восстановится. Продолжать регистрировать температуру кончиков пальцев и oтметить время восстановления его исходной температуры.

. В протокол внести полученные данные (можно в виде таблицы), объяснить механизм наблюдаемых изменений температуры, записать выводы.

Решение ситуационных задач по теме "Обмен веществ и энергии. Терморегуляция".

1. На берегу реки застыли рыболовы. Невдалеке прогуливаются дачники, которые оживленно обсуждают какие-то вопросы. А вокруг летают проклятые кровопийцы - комары. Но они почему-то почти не трогают рыболовов, зато с удовольствием набрасываются на дачников. Чем Вы можете объяснить такое предпочтение?

Перейти на страницу: 7 8 9 10 11 12 13