Зрительный, слуховой и вестибулярный анализаторы

. Установить дугу периметра в горизонтальном положении. Найти точки наибольшего удаления предмета от центра в обоих направлениях.

. Повторить всю серию наблюдений с цветными марками, при этом зафиксировать точку на дуге периметра только в тот момент, когда испытуемый впервые точно определит цвет предлагаемой марки (наличие тест-объекта в поле зрения испытуемый знает гораздо раньше).

. Зарисовать схематично поля зрения для различных хроматических и ахроматических тест-объектов в четырех взаимно перпендикулярных плоскостях. Отметить, к какому (правому, левому) относится поле зрения. Обозначить носовую и височную стороны поля зрения (рис ). В выводах отметить, воспринимают ли цвета периферические отделы сетчатки, совпадает ли цветовое поле зрения для различных цветов, симметричны ли поля зрения для левого и правого глаза.

Работа №17.

Наблюдение костной проводимости звука

Цель работы:

познакомится с методикой исследования проводимости звука (опыт Вебера).

Необходимо для работы:

испытуемый, камертон.

Проведение работы:

1. Испытуемый сидит на стуле. К различным участкам его головы (темени, лбу, зубам) приложить ножку звучащего камертона. Отметить, слышит ли испытуемый его звук.

. Повторить то же самое, плотно заложив уши ватным тампоном. Отметить, слышен ли звук и его громкость. Объяснить, почему звук слышен более громко.

Работа №18.

Воздушная проводимость звука

Цель работы:

познакомиться с методом исследования воздушной проводимости звука и сравнить его с костной (опыт Риннэ).

Необходимо для работы:

испытуемый, камертон.

Проведение работы:

Приложить ножку звучащего камертона к темени. Как только исчезнет ощущение звука, приблизить камертон к ушной раковине. Отметить, слышен ли звук. Объяснить, почему он слышен. Сделать вывод о роли периферического отдела слухового анализатора и отметить, какая проводимость звука лучше - воздушная или костная.

Работа №19.

Потеря звуковой энергии через наружный слуховой проход

Цель работы:

наблюдать в эксперименте, что часть звуковой энергии теряется через наружный слуховой проход в пространство.

Необходимо для работы:

испытуемый, камертон, резиновые трубки, вата, спирт.

Проведение работы:

1. Приложить ножку звучащего камертона к средней линии головы в области темени.

. Отметить, одинаково ли слышен звук обоими ушами.

. Вложить в один из слуховых проходов ватный тампон и вновь приложить к этому же месту темени ножку звучащего камертона.

. Соединить слуховые отверстия двух студентов, вставив в ухо каждого конец тонкой резиновой трубки.

. К голове одного из испытуемых приложить звучащий камертон. Отметить, какое ухо воспринимает звук с большей силой, слышит ли звук второй испытуемый и если слышит, то почему.

Работа №20.

Определение направления звука

Цель работы:

выявить некоторые особенности и механизм определения локализации звука при бинаунарном слухе.

Необходимо для работы:

испытуемый, источник звука.

Проведение работы:

1. Работа выполняется в виде демонстрации на одном из студентов.

. Испытуемый садится на стул и закрывает глаза. Экспериментатор помещает звучащий предмет (стеклянные палочки в стаканчике, колокольчик или другой источник звука) спереди, сзади, справа и слева, сверху и снизу от испытуемого. Испытуемый должен указать место, откуда исходит звук.

. Отметить правильные и неправильные ответы локализации звука и занести в протокольную тетрадь. Сделать вывод, из какого места лучше всего слышен звук при бинаунарном слухе.

Работа №21.

Определение остроты слуха по способу Воячика

Необходимо для работы:

испытуемый, экспериментатор.

Проведение работы:

1. Остроту слуха определяют шепотом на выдохе. Одно ухо испытуемого обращено к экспериментатору, находящемуся на расстоянии 5 м., в другое вложен ватный тампон. Слова следует произносить за счет резервного воздуха в низких тонах: вон, вор, мор, кум, урок, двор; на высоких тонах: Чай, Саша, чаща, шерсть, честь.

. При поражении звуковоспроизводящего аппарата страдает преимущественно восприятие низких тонов.

Работа №22.

Оценка чувства равновесия (роль вестибулярного анализатора в психомоторных реакциях).

Проведение работы:

1. Испытуемому стать на одну ногу, другую согнуть в колене и упереть в опорную ногу. Руки вытянуть вперед.

. Зафиксировать время стояния на одной ноге по команде «готов».

. Произвести оценку теста в баллах в соответствии с приведенными в инструкции данными.

Стояние в течении 15 с. - 2 балла

с. - 3 балла

То же с повязкой на глазах 15 с. - 4 балла

То же с повязкой на глазах, голова

запрокинута назад 15 с. - 5 баллов

. Зарегистрировать время, в течении которого удерживалась заданная поза (до 60 с) Кроме чувства равновесия в этом опыте оценивается (путем наблюдения) и тремор (покачивание, размахивание руками, дрожь в мышцах конечностей и др.)

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6