Зрительный, слуховой и вестибулярный анализаторы

Внутреннее

ухо расположено в височной кости и представляет собой систему полостей и каналов, называемую лабиринтом. В совокупности они формируют костный лабиринт, внутри которого находится перепончатый лабиринт. Пространство между костным и перепончатым лабиринтами заполнено жидкостью - перилимфой. Изнутри перепончатый лабиринт также заполнен жидкостью - эндолимфой. Во внутреннем ухе выделяют три отдела: преддверие, полукружные каналы и улитку. К органу слуха относится только улитка - спирально закрученный в 2,5 оборота костный канал. Полость костного канала разделена двумя перепонками на три канала. Одна из перепонок, называемая основной мембраной, состоит из соединительной ткани, которая включает около 24 тыс. тонких волокон различной длины, расположенных поперек хода улитки. У вершины улитки находятся самые длинные волокна, а у ее основания - самые короткие. На этих волокнах в пять рядов располагаются звукочувствительные волосковые клетки с нависающим над ними выростом основной мембраны, называемой кроющей мембраной. В совокупности эти элементы образуют рецепторный аппарат слухового анализатора - кортиевый орган.

Механизм восприятия звука.

Колебания стремечка, упирающегося в мембрану овального окна, передаются жидкостям каналов улитки, что приводит к резонансным колебаниям волокон определенной длины основной мембраны. При этом звуки высокого тона вызывают колебания коротких волокон, расположенных у основания улитки, а звуки низкого тона - колебания длинных волокон, находящихся на ее вершине. При этом волосковые клетки касаются кроющей мембраны и изменяют свою форму, что приводит к возникновению возбуждения, которое в виде нервных импульсов по волокнам слухового нерва передается в средний мозг, а затем в слуховую зону височной доли коры больших полушарий, где оно преобразуется в слуховое ощущение. Ухо человека способно воспринимать звуки в диапазоне частот от 20 до 20 000 Гц.

Гигиена органа слуха.

Дня сохранения слуха следует избегать механических повреждений барабанной перепонки. Ушные раковины и наружный слуховой проход следует поддерживать в чистоте. При скоплении в ушах серы необходимо обращаться к врачу. Вредное действие на орган слуха оказывают сильные, длительно действующие шумы. Важно своевременно лечить респираторные заболевания , так как через евстахиеву трубу в барабанную полость могут проникнуть патогенные бактерии и вызывать воспаление.

Необходимо уметь:

1. Установить явление сферической аберрации;

. Осуществлять зрачковый рефлекс;

. Овладеть методикой определения остроты зрения;

. Определять размеры слепого пятна;

. Определять поля зрения;

.

Наблюдать костную и воздушную проводимость звука;

. Наблюдать в эксперименте, что часть звуковой энергии теряется через наружный слуховой проход в пространство;

. Выявить некоторые особенности и механизм определения локализации звука при бинаунарном слухе;

. Определять остроту слуха по способу Воячика;

. Доказать роль вестибулярного анализатора в психомоторных реакциях.

Работа №11. Сферическая аберрация

Цель работы:

изучить различную степень

преломления периферических и центральных лучей хрусталиком.

Необходимо для работы:

испытуемый, лист картона или плотной черной бумаги с отверстием в 1 мм.

Проведение работы:

1. Закрыть один глаз, а к другому приближать палец или конец карандаша, пока изображение не станет расплывчатым.

. Поместить между глазом и рассматриваемым предметом черную бумагу (картон) с маленьким отверстием. Отметить, как стал виден предмет при рассматривании его через отверстие.

. В протоколе кратко описать ход работы и объяснить, почему меняется четкость изображения рассматриваемого предмета.

Работа №12. Реакция зрачка на свет

Цель работы:

пронаблюдать за рефлекторной реакцией зрачка на свет.

Необходимо для работы:

испытуемый, инструкция.

Проведение работы:

1. В работе участвуют два студента, один из которых является испытуемым. Испытуемый сидит лицом к свету. Через одну-две минуты отметить ширину его зрачков:

А) закрыть один глаз испытуемого рукой и пронаблюдать за изменением ширины зрачка открытого глаза;

Б) открыть глаз и пронаблюдать за изменением ширины зрачков обоих глаз;

В) закрыть оба глаза на 30-60 с. Затем открыть глаза и сразу отметить изменение ширины зрачков. Сравнить степень их расширения в опытах Пронаблюдать за сужением зрачков.

. В протоколе описать ход наблюдений и в выводах отметить прямую и содружественную реакцию зрачков на свет. Нарисовать рефлекторную дугу зрачкового рефлекса. Указать локализацию центра зрачкового рефлекса.

Работа №13.

Определение остроты зрения

Цель работы:

овладеть методикой определения остроты зрения.

Необходимо для работы:

испытуемый, стандартная таблица для определения остроты зрения, линейка.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6