Основные понятия

Фармацевтическая опека -это комплексная программа взаимодействия провизора и пациента в течении всего периода лекарственной терапии, начиная то момента отпуска лекарства до полного окончания его действия.

Фармацевтическая опека подразумевает принятие провизором ответственности перед конкретным пациентом за результат лечения лекарственными препаратами.

В свете требований надлежащей аптечной практики(НАП) термин фармацевтическая опека в качестве идеологии практике, определяющей больного и общество как первичных пользователей деятельности фармацевта. Правомерно сказать, что належащая аптечная практика является одним из наиболее эфективных путей осуществления фармацевтической опеки.

Фармацевтическая опека подразумевает провизора ( фармацевта) совместно с врачом в активную деятельность по обеспечению здоровья и предотвращения заболеваемости населения. На провизора возглавляется обязанность обеспечить больного не только качественными лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, но и содействовать их рациональному применению.

Фармацевтическая опека - комплексная программа взаимодействия провизора, врача и больного в течении всего периода медикаментозной терапии. Она должна проводится провизором в тесном сотрудничестве с другими профессионалами здравоохранения( врачами, медицинскими сёстрами) и больными.

Основой для надлежащей фармацевтической опеки являются профессиональные знания и опыт провизора, нормы професиональной фармацевтической этики, отношения провизора к больному, своим обязанностям, то есть фармацевтическая опека- важнейший аспект фармации

Лекарственные средства приносят пользу только в умелых руках. По данным ВОЗ, около 10% госпитализаций связано с неправильным назначением лекарств. Иногда, к сожалению, неправильное назначение и применение лекарственных препаратов может стать причиной тяжелых, порой летальных осложнений. Безопасное и эффективное применение лекарств во многом зависит от скоординированной деятельности врача и провизора. В свете концепции ответственного самолечения роль провизора возрастает.

Фармацевтическая опека. Новое направление профессиональной деятельности провизора

В начале 90-х годов Всемирная организация здравоохранения определила стратегическое направление развития здравоохранения во всем мире тремя словами: фокус на пациента. Это положение закреплено в документах ВОЗ и лежит в основе Программы действий по основным лекарственным препаратам (ЛП), утвержденной Европейским Региональным Бюро ВОЗ. В свете этой стратегии коренным образом меняется роль провизора в системе здравоохранения. Основной целью его профессиональной деятельности становится не столько повышение количества и качества лекарственных препаратов на рынке, сколько повышение эффективности и безопасности лекарственной терапии конкретного больного - обеспечение каждому больному надлежащего качества фармацевтической опеки.

Фармацевтическая опека включает следующие рекомендации и консультации для пациента:

Выбор оптимальной лекарственной формы и пути введения ЛП;

Правила использования разнообразных лекарственных форм;

Особенности индивидуального дозирования;

Особенности взаимодействия данного лекарственого препарата с другими препаратами;

Особенности взаимодействия данного лекарственого препарата с пищей, никотином, алкоголем;

О времени суток, оптимальном для приема данного препарата;

О возможности неблагоприятного влияния лекарства на функции органов и систем человека;

Об условиях хранения.

Повышение роли провизора в системе здравоохранения как мировая тенденция наметилось с конца 50-х годов и тесно связано с развитием концепции ответственного самолечения.

Самолечение - это разумное использование потребителем лекарственных препаратов, находящихся в свободной продаже, для профилактики и лечения нарушений самочувствия и симптомов, распознанных им самим. На практике оно также включает лечение членов семьи и знакомых, особенно когда дело касается лечения детей. Самолечение ни в коей мере нельзя рассматривать как альтернативу врачебного лечения, более того, оно должно иметь свои пределы там, где картину болезни и ее причины невозможно установить непрофессионалу, а применение лекарств на свой страх и риск может нанести вред.

Очень важно подчеркнуть, что прием лекарств, не находящихся в свободной продаже, под собственную ответственность, но без квалифицированного контроля (по совету друзей, из остаточных запасов “домашней аптечки”) ни в коей мере нельзя считать самолечением и следует рассматривать как совершенно недопустимое явление, хотя и широко распространенное в реальной жизни.С точки зрения органов здравоохранения, принятие концепции самолечения не только удовлетворит растущее желание населения управлять своим здоровьем, но и позволит удерживать общественные расходы на здравоохранение на разумном уровне.При самолечении провизор, являясь единственным квалифицированным собеседником потребителя-пациента, выполняет важную контрольно-консультационную функцию. Поскольку пациент приходит в аптеку без диагноза врача, при самолечении исходным моментом является самодиагноз. Отсюда следует, что провизор (клинический провизор) - никем не заменимый партнер пациента, намеревающегося приступить к самолечению. Опираясь на свое образование, опыт и специальные знания, в целях защиты пациента он принципиально и высокопрофессионально обязан проверять целесообразность действий пациента. Контрольная функция провизора находит свое выражение в общении, когда через консультационную беседу он получает от самого пациента надежную информацию, необходимую для начала самолечения. При этом провизор ни в коей мере не является конкурентом врача, а наоборот, дифференцированно отбирает контингент пациентов, нуждающихся именно во врачебной помощи.

Перейти на страницу: 1 2 3