Клинические и этиологические особенности патологии слуха

При инфекционных болезнях поражаются ганглиозные клетки, волокна слухового нерва и волосковые клетки. Под влиянием инфекционных агентов нарушается капиллярное кровоснабжение во внутреннем ухе, и повреждаются волосковые клетки основного завитка улитки. Вокруг слухового нерва может образоваться серозно-фибринозный экссудат с лимфоцитами, нейтрофилами, распадом волокон и образованием соединительной ткани. Нервная ткань ранима, и уже через сутки начинается распад осевого цилиндра, миелина и вышерасположенных центров. Хронические дегенеративные процессы в нервном стволе ведут к разрастанию соединительной ткани и атрофии нервных волокон.

В основе глухоты и тугоухости при эпидемическом цереброспинальном менингите лежит двусторонний гнойный лабиринтит.

При гриппе отмечается высокая вазо- и нейротропность вируса. Инфекция распространяется гематогенно и поражает волосковые клетки, кровеносные сосуды внутреннего уха. Чаще бывает односторонняя патология. Под влиянием ототоксических антибиотиков происходят патологические изменения в рецепторном аппарате. Волосковые клетки вначале поражаются в основном завитке улитки, а затем - на всем ее протяжении. Развивается тугоухость по всему частотному спектру, но больше на высокие звуки. Наиболее частыми причинами поражения центральных отделов слуховой системы являются опухоли, хроническая недостаточность мозгового кровообращения, воспалительные процессы мозга, травмы черепа. Сифилитическая тугоухость может вначале характеризоваться нарушением звукопроведения, а затем - звуковосприятия за счет патологии в улитке и центрах слуховой системы. Прогрессирование кондуктивной и смешанной тугоухости нередко ведет к поражению слухового рецептора и образованию сенсорного компонента, а затем преобладанию сенсоневральной тугоухости.

Клиника патологии слуха

Слабослышащие дети склонны к головокружениям, повышенному

артериальному давлению, нарушениям ритма сердца. У них уменьшена

мышечная сила (существенно отстает развитие мышц пояса верхних конечностей), снижены показатели выносливости. У слабослышащих чаше выявляется органическая кардиореспираторной патология, снижение функциональных резервов кардиореспираторной системы.

Слабослышащие дети младшего школьного возраста имеют ряд сопутствующих заболеваний: нарушение осанки, отставание в психомоторном развитии, дисфункции иммунной системы. У слабослышащего с рождения ребёнка нарушена деятельность дыхательных мышц, участвующих в голосообразовании. Как следствие - отставание в развитии мышц шеи, пояса верхней конечности, верхней части спины. Степень отставания зависит от степени тугоухости. У некоторых школьников с пониженным слухом в большей степени проявляются: эмоциональные нарушения (гнев, страх, боязнь, тревога); нарушение поведения (негативизм, агрессивность, жестокость к сверстникам); моторные расстройства (гиперактивностъ, психомоторное возбуждение, беспокойство, нервные тики, блефароспазм); вестибулярные расстройства (шаткая походка, «шарканье» ногами при ходьбе, головокружения); нарушение речи (аутизм, невнятность, скандированность речи); вредные привычки (сосание пальца, кусание ногтей). У слабослышащих детей преобладает тормозной тип нервной системы над возбудимым, звуковые и кинестетические образы слов, словосочетаний, запёчатлённые в мозгу, в результате их многократного восприятия и воспроизведения в процессе речевого общения с окружающими, служат основой владения языком. Оживление слуховых и кинестетических образов, скрытые, а иногда и явные движения речевых органов составляют основу внутренней речи, которая играет важнейшую роль в механизме нашего мышления. Кинестетические раздражения, поступающие в мозг от речевых органов, являются базальным компонентом второй сигнальной системы. Поскольку слабослышащие дети ограничены в возможностях овладения устной речью, наблюдаются существенные отклонения в умственном развитии.

Классификация нарушений слуха

Острая (внезапная глухота) и хроническая

По течению - обратимая, стабильная, прогрессирующая.

По выраженности нарушений слуха:

I степень (лёгкая) - средняя потеря слуха на тоны не превышает 50 дБ, разговорная речь воспринимается с расстояния от 6 до 4 м.

II степень (средняя) - средняя потеря слуха от 50 до 70 дБ, разговорная речь воспринимается с расстояния от 4 до 1 м.

III степень (тяжёлая) - средняя потеря слуха превышает 70 дБ, разговорная речь воспринимается с расстояния от 1 до 0,25 м.

При средней потере слуха более 80 дБ и разговорной речи, воспринимающейся на расстоянии менее чем 0,25 м, говорят о глухоте.

Перейти на страницу: 1 2 3