Актуальные проблемы развития санитарно-эпидемиологической службы Республики Беларусь

Учитывая настоящую ситуацию в республике, повысить эффективность системы организации государственного санитарного надзора в Республике Беларусь можно путем применения следующих подходов:

1. Осуществление реформы законодательства.

2. Совершенствования работы контрольных и надзорных органов.

. Мониторинг проводимых изменений и информирования общественности.

Успешная реформа законодательства должна предусматривать:

принятие законодательного акта, который будет регулировать общие подходы и принципы организации контроля и надзора, а также предусматривать процессуальные гарантии для субъектов хозяйствования;

разработку и внедрение каждым контролирующим органом типовых положений о процедуре планирования и назначения проверок, а также правах и обязанностях инспекторов и субъектов хозяйствования в ходе проверок;

пересмотр норм и правил санитарного регулирования с целью их модернизации и отмены устаревших требований;

Целью реформы контрольной и надзорной деятельности является создание современной, эффективной и квалифицированной службы контроля. Программа реформы должна включать:

1. внедрение системы управления рисками в деятельность контролирующих органов для оптимизации их работы и лучшего выявления угроз, исходящих от субъектов хозяйствования;

2. разработка новых форм и методов работы, в том числе контрольных списков вопросов (чек-листов), для упрощения и упорядочения процедур проверок;

. внедрение стратегического планирования и применение методов оценки эффективности работы инспекций;

. внедрение принципа «ориентированности на клиента» в работу контролирующих органов с целью усиления превентивной функции контрольной деятельности и перехода к политике информирования «клиентов»;

Стратегии информирования предусматривают предоставление информации «клиентам» по следующим вопросам:

1. деятельность, осуществляемая контролирующим органом, основные цели, предоставляемые услуги, права и обязанности;

2. требования, установленные законодательством, и последние изменения;

. права и обязанности «клиентов».

. Для информирования «клиентов» целесообразно применять следующие формы и методы:

. информационные листки;

. доски объявлений в помещениях контролирующих органов;

. размещение информации на Интернет-сайтах;

. встречи с «клиентами», консультации;

. информирование по телефону»

. семинары для обсуждения текущих вопросов контроля, а также нормативных требований и изменений в законодательстве;

. опросы среди «клиентов» для установления «обратной связи» и оценки воздействия различных информационных материалов.

Для проведения кампаний по информированию общественности о проводимых реформах и их результатах можно использовать средства массовой информации и организовывать пресс-конференции.

Наиболее эффективной формой профилактической работы надзорных органов с субъектами предпринимательства является консультирование, учитывающее возможности и потребности каждого конкретного предприятия. Далее следует распространение различных информационных материалов, таких как брошюры, руководства, а также семинары.